Санитарно-эпидемиологическое заключение – документ, который подтверждает, что на исследуемом объекте факторы среды полностью соответствуют установленным требованиям законодательства. Его зачастую необходимо получать наравне с лицензией или в качестве обязательного требования для успешного прохождения лицензирования в надзорном ведомстве, например, на право оказывать услуги в медицинской, фармацевтической, образовательной и других направлениях деятельности. При этом в качестве предмета проверки может выступать здание, проектная документация, оборудование, услуги, сооружение, иное имущество.
На сегодняшний день оформлять СЭЗ на товары не обязательно. Это можно сделать для повышения конкурентоспособности и привлечения прибыльных контрактов, так как в этом случае руководитель фирмы сможет предоставить официальный документ о том, что его товар абсолютно безопасен для здоровья и жизни потребителя.
Когда ИП и организации обязаны получить санитарно-эпидемиологическое заключение? Законодательство устанавливает исчерпывающий список направлений деятельности, где требуется обязательное получение бланка от надзорного ведомства. Назовем некоторые из них:
- оказание медицинских услуг,
- образовательная сфера,
- хранение, торговля и перевозка лекарственных препаратов (фармацевтическая сфера),
- обращение с опасными отходами,
- деятельность, которая подразумевает использование возбудителей инфекционных заболеваний и др.
Данные направления деятельности не случайно подлежат контролю со стороны санитарно-эпидемиологических служб. Они сопряжены с применением объектов и оказанием услуг, которые при некорректном подходе могут нанести существенный вред здоровью человека и состоянию экосистемы. Поэтому право работать в перечисленных сферах получают только те ИП и организации, которые смогли доказать и создать условия для безопасного ведения деятельности согласно требованиям нормативно-правовых актов.
Получение лицензий для многих направлений деятельности (фармацевтическая, обращение с опасными отходами) требует предварительного обязательного оформления санитарно-эпидемиологического заключения.
Какие документы необходимы для получения СЭЗ?
В зависимости от исследуемого объекта и предмета потребуются различные документы для получения СЭЗ. Это связано со спецификой, которая характерна для каждого направления деятельности. Все необходимые документы можно разделить на несколько категорий:
- Общие сведения об ИП и организации: номер в Едином госреестре, ИНН, устав компании, наименование и юридический адрес заявителя, перечень сооружений, оборудования и другого имущества, который будет задействован при осуществлении коммерческой деятельности.
- Информация о производственном и рабочем помещении: соглашение об аренде или право собственности; планировки и технический паспорт на здание с обозначением функциональных зон и кабинетов.
- Сведения об инженерных сетях и оборудовании: паспорта и протоколы измерений вентиляционной системы.
- Информация о проведенных измерениях и исследованиях: аттестат аккредитации лаборатории, протоколы измерений и исследований уровня освещения, микроклимата, электромагнитных полей, химических веществ, виброакустических параметров и других факторов.
- Остальное (зависит от исследуемого объекта): виды деятельности, в которых планируется вести бизнес; договор с подрядной компанией на обслуживание оборудования; подтверждение безопасности отделочных материалов и ограждающих конструкций на отопительных приборах и др.
Набор документации корректируется с учетом специфики исследуемого здания, сооружения, услуги, продукта.
Отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения может последовать из-за неполного комплекта документов или недостоверных сведений, указанных в протоколах измерений и лабораторных исследований.
Сроки получения СЭЗ
Претендовать на получение СЭЗ могут ИП и юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы. При этом отличий в процедуре оформлении документа не существует. Единственная специфика будет связана с перечнем исследований, который определяется в зависимости от вида деятельности.
Отдельное внимание необходимо уделить вопросу измерений и обследований внутри помещений. Во многом именно от их результатов зависит, какое решение вынесет Роспотребнадзор. Если все показатели внешней среды будут в пределах допустимых значений, заявитель сможет претендовать на получение СЭЗ о соответствии объекта установленным нормативам. Это обязательное условие для последующего успешного прохождения лицензирования в другом надзорном ведомстве.
Перечень измерений и лабораторных анализов определяет эксперт аккредитованной лаборатории (центра гигиены и эпидемиологии) после первичного аудита. В число базовых стандартных исследований входит фиксация параметров микроклимата и освещения, шума, электромагнитных полей от оборудования, оценка эффективности функционирования системы вентиляции и кондиционирования. Если есть источники загрязнения, виброакустических и других факторов, дополнительно измеряют вибрацию, концентрацию химических компонентов и аэрозолей фиброгенного действия, ионизирующее и радиоизлучение. После исследований специалист лаборатории обрабатывает полученные данные, выполняет расчеты и оформляет протоколы, в которых указаны фактические и нормативные значения по каждому из факторов среды.
Центр гигиены и эпидемиологии делает замеры и лабораторные исследования, оформляет и анализирует результаты, выносит экспертное решение в течение 60 дней. После этого руководитель организации может обратиться с заявлением и полученными протоколами измерений в Роспотребнадзор. Сроки рассмотрения предоставленных данных и получения СЭЗ составляют 30 дней.
Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения
Санитарно-эпидемиологическое заключение аналогично лицензиям привязано к конкретному зданию, сооружению. Но выдается оно не на помещение, а на организацию.
Переоформление санитарно-эпидемиологического заключения потребуется, если:
- организация изменила место нахождения;
- были внесены изменения в реквизиты;
- индивидуальный предприниматель изменил место жительства;
- произошла реорганизация.
Для получения санитарно-эпидемиологического заключения с актуальными сведениями необходимо подать заявление и документы, которые подтверждают произошедшие изменения. При этом старый бланк СЭЗ следует вернуть в Роспотребнадзор.
На какой срок выдается санитарно-эпидемиологическое заключение?
Госпошлина за прохождение экспертизы в центре гигиены и эпидемиологии, получение бланка СЭЗ отсутствует. Данная услуга предоставляется бесплатно. Если во время проверки инспектор Роспотребнадзора обнаружит нарушения или отклонение показателей от допустимых установленных нормативов, он оформит заключение о несоответствии одного или нескольких факторов. Результаты вносятся в единый реестр.
Вид исследуемого объекта – основной фактор, от которого зависит, на какой срок выдается санитарно-эпидемиологическое заключение:
- на товары, кроме цветного и черного металлолома – 5 лет;
- на размещение сооружения, здания и оказание услуг (если они не связаны с использованием ионизирующего излучения) – бессрочно;
- работы и услуги, связанные с использованием объектов, которые служат источником ионизирующего излучения – максимум 5 лет;
- на проектную документацию – на весь период ее действия;
- на оказание услуг в сфере детского оздоровления и отдыха – 12 месяцев;
- на деятельность в области обращения с микрообиологическими токсинами и биологическими организмами – 5 лет.
Если вам нужна помощь в оформлении санитарно-эпидемиологического заключения, обратитесь в компанию «КАСЛ». Во время бесплатной консультации менеджер расскажет подробности оказания услуги и рассчитает стоимость. Оставьте заявку на сайте, и мы свяжемся с вами в течение нескольких минут.