Раздельный сбор отходов: за и против

Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Несмотря на то, что мусорная реформа проводится уже четвертый год, по-прежнему остаются законодательные пробелы, тормозящие переход к рациональному и разумному обращению с отходами. И если в сфере сбора, обработки и обезвреживания опасных отходов все более-менее урегулировано, то обращение с ТКО, сбором и утилизацией вторсырья вызывает вопросы.

Напомним, что целями мусорной реформы были провозглашены:

  • полная ликвидация стихийных свалок и сокращение количества мусорных полигонов;
  • переход от размещения большей доли отходов на полигонах к сортировке и последующей утилизации мусора;
  • строительство комплексных мусороперерабатывающих предприятий, позволяющих увеличить долю утилизируемых отходов;
  • создание стимула для рационального обращения с отходами среди всех причастных: от населения до предпринимателей и организаций-участников "мусорного" рынка.

Под эти цели разрабатывался и механизм, начиная от правовой основы и заканчивая созданием эко-предприятий и мощных центров по переработке отходов, сюда же вошла разработка государственных реестров, упрощение лицензирования деятельности по обращению с отходами 1-4 класса опасности, схема избрания регоператоров и организаций, непосредственно осуществляющих вывоз, утилизацию, обезвреживание, хранение и размещение отходов.

Несмотря на предпринятые меры, реформа буксует. По словам специалистов, у граждан по-прежнему отсутствует стимул, к примеру, вести раздельных сбор мусора, правильно обращаться с такими опасными отходами, как ртутные лампы, батарейки и аккумуляторы, отходы животноводства, старая компьютерная и оргтехника и т.д. Пункты сбора вторсырья есть не везде, а в некоторых из них люди должны заплатить, чтобы сдать опасный мусор. У предпринимателей нет желания получать для фирмы лицензию на сбор и утилизацию отходов и создавать линии переработки отсортированных отходов или организовывать пункты сбора отдельных фракций. Возникают споры о справедливом и правильном начислении платы за вывоз мусора. Вызывает вопросы и качество услуг по вывозу ТКО.

 

Кто собственник?

Для того, чтобы выстроить систему утилизации отходов, прежде всего нужно законодательно определить: кто является собственником отходов на каждом этапе движения мусора. Понятно, что пока ТКО находятся в мусорном ведре или офисном контейнере, собственником является гражданин (владелец ведра) или организация и ИП ("производитель" отходов). А дальше при попытке сбора вторсырья и подачи его на переработку возникают проблемы.

Ясно, что сборщики отдельных фракций, которые затем сдают определенный вид отхода на утилизацию, считают, что мусор в контейнере до поступления на сортировку является общим или "ничьим", а значит, любой вправе выбрать из емкости то, что ему нужно. Именно так действуют мелкие сборщики макулатуры, стеклянной тары, пластика, металла - они выбирают "свои" виды отходов и сдают оптом на перерабатывающее предприятие или более крупным оптовикам.

Однако, по закону ответственность за сбор мусора и дальнейшее его направление несет региональный оператор - именно от определяет, направить отходы из контейнера на переработку или сразу на мусорный полигон. Для того, чтобы направить вид отхода на переработку, нужно заранее рассчитать возможные объемы по видам отходов, заключить договор об этом с предприятием и заложить в план объем будущих поставок вторсырья. Как это сделать, если до регоператора все желающие позаимствовали из контейнеров нужные им фракции?

Этот пробел в законе необходимо устранить. Так же, как и продумать систему защиты отходов от несанкционированного изъятия: ясно, что штрафы, не подкрепленные контролем, не сработают и будут номинальным наказанием для неуловимых охотников за вторсырьем.

 

Раздельный сбор

Идея раздельного сбора мусора постоянно упоминается в числе проблемных вопросов. Между тем, некоторые специалисты скептически относятся к схеме первичной сортировки в отдельные контейнеры на мусорных площадках, т.к. это дополнительные затраты: нужно для каждого вида вторсырья выделить специальные контейнеры, отдельный мусоровоз для каждого вида вторсырья и т.д. Это неизбежно приведет к росту тарифов на вывоз ТКО. При этом современные технологии сортировки позволяют эффективно разделять отходы на предприятиях, что дешевле и сразу позволяет определить качество и объем полученных фракций.

В районах с частной застройкой зачастую вообще применяется бестарный сбор отходов: каждый владелец выставляет пакеты с мусором вдоль дороги, а мусоровоз в определенное время едет и собирает пакеты в мусоросборник. При раздельном сборе каждому придется собирать разные виды мусора в отдельные пакеты и маркировать их, выставляя вдоль дорог вперемежку с несортированными отходами, либо самостоятельно развозить их по пунктам сбора, что маловероятно.

Более реализуемой выглядит система мотивации для предпринимателей, при которой будет выгодно создавать сортировочные линии и перерабатывающие предприятия, которые возьмут на себя весь цикл разделения и утилизации мусора. Уже сегодня мусороперерабатывающие компании могут запросить содействие в разработке типовой документации для запуска линий и оформления необходимых разрешений и лицензии.

Мы поможем оформить лицензию на обращение с отходами на любые виды работ по упрощенной схеме. Звоните!

  • Оцените статью

Комментарии:

Пока нет вопросов, а следовательно нет ответов... задайте вопрос - будет ответ.
Ваше имя
Пожалуйста, представьтесь, как Вас зовут Ваш email
Никакого спама от нас не будет
Текст комментария Вас читают люди, будьте корректны в высказываниях
Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Рекомендуем почитать так же: