С 1 сентября 2022 года вводятся существенные изменения в порядок получения и подтверждения лицензии Министерства культуры на деятельность по сохранению объектов культурного наследия. Поправки коснутся состава работников фирмы с лицензией Минкультуры, перечня работ, а также пакета документов, прилагаемых к заявке на лицензирование. Кроме того, меняется сам принцип лицензионных проверок: вместо них будет периодическое подтверждение соответствие лицензионным требованиям.
Виды работ
В период с 2022 по 2024 г.г. поэтапно будут изменены формулировки и нумерация некоторых видов работ. В частности, в список лицензируемых видов деятельности войдет технический надзор за ходом реставрационных работ. Остальные работы, на которые необходимо получить лицензию Минкультуры, останутся прежними: это проектирование реставрации, ремонт и приспособление ОКН к современному использованию, а также специализированные работы, связанные с реставрацией кровли, кирпичной и каменной кладки, железных и кованых элементов, скульптур, живописи и т.д.
В ходе «реформирования» перечня изменится нумерация пунктов, поэтому при оформлении документов на лицензирование нужно четко представлять, какие именно виды деятельности требуется закрепить в лицензии, ориентируясь не на номера пунктов, а на суть выполняемых работ.
Требования к специалистам
С 1 сентября 2022 года в штате юридических лиц, претендующих на получение или уже имеющих лицензию Минкультуры, на определенных сотрудников должна возлагаться ответственность за выполнение разрешенных видов работ по реставрации. Это могут быть аттестованные специалисты из числа руководителей, занимающих должности директора, главного инженера, главного архитектора и т.д.
Документы о возложении ответственности необходимо предоставлять в составе пакета, подаваемого на лицензирование. Это могут быть как отдельные приказы по фирме, так и пункты в приказах о назначении на должность, а также специальные разделы в трудовых договорах (контрактах), где определяется круг ответственности сотрудника.
Наличие ответственных за производство работ требуется не только при лицензировании, но и при периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям.
Подтверждение соответствия вместо лицензионных проверок
Вместо плановых лицензионных проверок компания, имеющая лицензию Минкульта, раз в 5 лет обязана подтвердить соответствие лицензионным требованиям и опыт реализации реставрационных проектов.
Процедура подтверждения соответствия выглядит так:
- 1. В течение 12 месяцев, предшествующих крайней дате подтверждения, фирма подает в Минкульт заявление о прохождении соответствия и прилагает пакет подтверждающих документов.
- 2. Список документов почти не отличается от того, что подают на получение лицензии, однако дополнительно должна прилагаться информация о выполненных реставрационных контрактах.
- 3. Минкульт рассматривает заявку в течение 20 дней и делает вывод о соответствии или несоответствии фирмы лицензионным требованиям. Положительный вывод дает право работать по лицензии следующие 5 лет. Отрицательное заключение влечет необходимости исправить выявленные недостатки, иначе лицензия будет аннулирована.
Лицензирование через Госуслуги и сокращенные сроки
До 2023 года заявку на получение лицензии Министерства культуры можно направить как почтой в виде бумажного документа, так и через портал Госуслуги. С 1 сентября 2023 года останется только последний вариант подачи заявлений (Минкульт вслед за большинством ведомств переходит на электронный вариант взаимодействия с лицензиатами).
Сроки рассмотрения заявлений о выдаче лицензий сокращены с 45 до 15 дней. Исключение составляют случаи, когда нужно уточнить данные или лицензиат изъявил желание внести в лицензию новые виды разрешенных работ – в данном случае срок может быть продлен.
В целом изменения можно оценить как положительные, которые упрощают и ускоряют процедуру рассмотрения заявлений соискателей, позволяют быстро узнавать результаты рассмотрения, а также сокращают список подаваемых документов.
Мы поможем подготовиться и получить лицензию на реставрацию по новым правилам. Звоните!