Как Росатом справляется с отходами 1-2 класса опасности

Как Росатом справляется с отходами 1-2 класса опасности

Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Не так давно мы рассказывали о реформе в обращении с отходами I-II класса опасности. Напомним, с 1 марта 2022 года любые действия с таким отходами относятся к компетенции корпорации «Росатом» и уходят на обработку и утилизацию Федеральному экологическому оператору или другим компаниям через федеральный портал ОПВК. Вне этой схемы продавать и принимать отходы на обезвреживание и размещение запрещено.

Итак, 4 месяца работы по новой схеме обращения с токсичными отходами 1-2 класса показали определенный результат, который неоднозначно толкуют предприятия и авторы реформы. Первые указывают на неэффективность нового порядка и предлагают приостановить работу портала ОПВК, вторые при поддержке Минприроды успокаивают: схема работает, хоть и медленно.

 

Все идет по плану

Сейчас все договоры на вывоз, переработку и дальнейшее обращение с отходами в виде аккумуляторных батарей, ртутных ламп, химических источников питания и прочих отработанных токсичных материалов заключаются только с ФЭО и только на специальном ресурсе: ФГИС ОПВК. Федеральный оператор вправе вывезти и обрабатывать материалы своими силами либо привлечь другие фирмы с лицензией вывоз и утилизацию отходов 1-2 класса опасности, зарегистрированные в системе.

По данным Росатома, на данный момент в системе зарегистрированы чуть больше 35 тыс. организаций, из них почти 20 тыс. – предприятия-образователи опасных отходов. За 4 месяца через систему заключены договоры на вывоз 2,3 тысяч тонн токсичного мусора.

Федеральный оператор считает, что это «положительная динамика регистрации», а основная цель работы ресурса в первые месяцы заключается в информировании участников отрасли о новой схеме и возможностях системы, тестирование юзабельности системы, а также анализ поступающих данных.

Минприроды указывает, что предприниматели должны передавать отходы в прозрачной контролируемой системе, коей и является ФГИС ОПВК, и нельзя допустить возврата к теневым схемам обращения с опасными отходами. Кроме того, ресурс позволяет отследить соответствие переданных объемов мощностям перерабатывающих предприятий, а значит, отсеять недобросовестных утилизаторов и не допустить создания самовольных свалок токсичных отходов. В общем, приостанавливать работу по новой схеме нецелесообразно.

 

Мнение бизнеса

По статистике каждый год в стране образуется около 300 тыс. отходов I-II класса опасности, причем это официальные данные (по неофициальным количество еще больше). На этом фоне договоры о вывозе 2,3 тыс. токсичных отходов выглядят каплей в море. Предприниматели указывают, что информирование и аналитика данных это, конечно, хорошо, но что делать с отходами? В нынешней схеме обращения это выглядит насаждением монополии, а бизнес все-таки работает по рыночным законам.

В итоге заводы по переработке опасных отходов простаивают, т.к. нет достаточного количества заявок на вывоз, нет загрузки. Если раньше перерабатывающие предприятия сами искали тех, кто продаст им отходы, то сейчас вынуждены ждать заявок из ФГИС ОПВК. А их мало.

Предприниматели не очень заинтересованы в работе на предложенных условиях: возложение обязанности взаимодействовать через интернет-ресурс, невозможность договориться напрямую с предприятием, а также нерыночные тарифы не мотивируют работать в системе. Например, специфичные виды ртутных отходов, а также разные типы аккумуляторных батарей имеют имеют разную цену вывоза и утилизации, однако по новых правилам предприятия вынуждены платить по единому тарифу.

Кроме того, жестко установленная схема ценообразования представляется невыгодной ни образователям отходов, ни переработчикам: если раньше часть отходов источников питания можно было продать заводам по весьма выгодной цене, то теперь наоборот, предприятия должны заплатить ФЭО, чтобы он организовал вывоз опасных отходов

.

Аналитики Торгово-промышленной палаты предупреждают, что если систему не изменить, есть вероятность, что обращение с опасными отходами I-II класса снова уйдет «в тень», т.к. бизнес живет по законам рынка, и это следовало учитывать при планировании новой схемы работы. Это может привести к возрождению черного рынка отходов, содержащих ценные компоненты, а также количеству и размерам несанкционированных свалок.

Мы помогаем получить лицензию на обращение с отходами I-IV класса опасности и подготовиться к заключению договоров в рамках госзакупок и работы в системе ФГИС ОПВК. Звоните!

  • Оцените статью

Комментарии:

Пока нет вопросов, а следовательно нет ответов... задайте вопрос - будет ответ.
Ваше имя
Пожалуйста, представьтесь, как Вас зовут Ваш email
Никакого спама от нас не будет
Текст комментария Вас читают люди, будьте корректны в высказываниях
Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Рекомендуем почитать так же: