В этом году стартовал эксперимент по отслеживанию жизненного цикла твердых коммунальных отходов, начиная с попадания в мусорный контейнер и заканчивая переработкой или захоронением на полигоне. Его инициировал Российский экологический оператор (РЭО). Если итоги покажут, что система полного прослеживания эффективна, её распространят на всех операторов и все фирмы с лицензией на отходы.
В рамках пилотного проекта предстоит выяснить реальные масштабы образования ТКО, отследить моменты, где мусор «утекает» из-под внимания региональных операторов, насколько в действительности загружены предприятия с лицензией на ТКО, занятые вывозом, сортировкой и утилизацией отходов и т.д. Цель – собрать данные для анализа, чтобы усовершенствовать схему обращения с ТКО, улучшить логистику и очистить рынок от недобросовестных исполнителей.
В проекте прослеживаемости принимают участие компании, занятые вывозом ТКО, их сортировкой и обезвреживанием, утилизацией и размещением. Для этих целей пришлось оснастить специальными датчиками 1512 мусоровозов (то есть каждый десятый), сами контейнеры, а также линии сортировки мусора.
Подробнее: Заключение договоров на обращение с отходами I-II класса опасности
Как работает система прослеживаемости ТКО
1. Мусоровозы
Спецтранспорт, принимающий участие в пилотном проекте, оснастили специальными датчиками, которые показывают уровень загруженности кузова, передают данные о маршрутах, а также данные об объемах выгружаемых ТКО.
Кроме того, мусоровозы оснащены видеокамерами, фиксирующими момент подъезда к контейнерам, его выгрузку в бак, а затем момент отъезда от контейнеров. Данные о движении планируется передавать в режиме онлайн, используя систему ГЛОНАСС. Кстати, примерно такую схему предложили использовать для контроля над обращением с медицинскими отходами.
2. Контейнеры
Мусорные баки также оснащены датчиками наполненности, которые показывают реальную загрузку контейнеров, а также количество их переворачиваний в кузов мусоровоза.
По замыслу авторов пилотного проекта, прослеживаемые данные с мусоровоза о подъезде/переворачивании контейнера должны совпадать с информацией с датчика мусорного бака о переворачивании. Данные о наполнении и конечном весе собранных ТКО должны совпадать с консолидированными данными о наполненности каждого контейнера перед выгрузкой в мусоровоз. Если в этой схеме есть разрывы в количествах или несоответствие по временной шкале, это может быть признаком нарушений со стороны подрядчика.
3. Линия сортировки
Предприятия, занятые обезвреживанием, утилизацией или размещением твердых коммунальных отходов, также оборудуются датчиками, начиная с весовой на приеме ТКО (передают показатели по весу отходов, переданных с каждого мусоровоза).
Линии сортировки бытового мусора оснащаются камерами, чтобы представлять морфологический состав поступающих отходов.
По итогам промежуточной обработки отходов сведения об объемах, количестве и видах ТКО, переданных на размещение или дальнейшую переработку, также передаются в РЭО. Кстати, оператор вправе оперативно запросить и другую информацию, которую пока невозможно отследить и автоматизированно обработать в режиме онлайн.
Анализ данных о движении ТКО
По итогам эксперимента все данные будут систематизированы. РЭО надеется получить ответ на следующие вопросы:
- является ли целесообразным оснащение датчиками контейнеров, транспорта и сортировочного конвейера на предприятиях, какую пользу это дает;
- насколько эффективны схемы логистики вывоза ТКО в регионе и отдельно взятом населенном пункте;
- можно ли сократить расходы на транспортирование бытового мусора;
- насколько добросовестно выполняют взятые обязательства фирмы с лицензией на вывоз ТКО, мусороперерабатывающие предприятия, полигоны;
- можно ли улучшить ситуацию с обращением с отходами в отдельном регионе.
Если эксперимент по полной прослеживаемости движения ТКО покажет эффективность, участие в проекте станет обязательным. Возможно, проект будет встроен в нынешнюю систему обращения с бытовыми отходами путем принятия или доработки нескольких НПА, регулирующих отрасль. Для рядовых компаний это означает дополнительные затраты на оснащение мусоровозов и линий сортировки, а также новую отчетность в адрес РЭО.
Итоги пилотного проекта планируют подвести к сентябрю 2022 года.