В 2021 году вступает в силу №478-ФЗ, который вносит изменения в 12 нормативно-правовых актов, регулирующих лицензирование практически всех направлений деятельности. Главное нововведение – внедрение реестровой модели.
Что такое реестровая модель лицензирования
С нового года каждое ведомство (Росздравнадзор, Росприроднадзор, Министерство культуры и др.), ответственное за лицензирование, должно создать и поддерживать в актуальном состоянии единый государственный реестр. В нем будет отражаться следующая информация:
- государственный орган, который выдал лицензию;
- номер и дата распоряжения или приказа ответственного лица о предоставлении лицензии;
- данные о владельце лицензии;
- период действия документа;
- сведения о приостановке или аннулировании лицензии;
- направления осуществляемой деятельности.
Информация о ранее выданных лицензиях появится в реестре автоматически до 01.01.2022 года. Для этого обладателям лицензии не нужно предпринимать никаких дополнительных действий: переоформлять старые документы или обращаться с письменными заявлениями в ведомство.
Внедрение реестровой модели потребует определенного времени. Ведомствам и министерствам необходимо проработать и утвердить новые положения о лицензировании, отработать формат и регламент взаимодействия с многофункциональными центрами, исключить из нормативно-правовых актов устаревшие требования.
Выдача лицензии в электронном формате
С 2021 года владелец предприятия уже не сможет получить традиционный бланк лицензии. Он вправе лишь выбрать предпочтительный формат предоставления уведомления – бумажный или электронный. В обеих случаях документ направляют соискателю не позднее трех дней после внесения записи в государственный реестр.
Владелец получает по e-mail электронное уведомление, подтвержденное усиленной квалифицированной ЭЦП, или бумажный документ, отправленный заказным письмом с уведомлением о вручении.
При необходимости соискатель имеет право запросить выписку из государственного реестра. Для получения справки на бумажном носителе потребуется внести определенную плату, размер которой периодически меняется. Выписка из реестра в электронном виде предоставляется бесплатно. При регистрации заявки владелец лицензии вправе сам выбрать предпочтительный формат получения информации.
Регистрация документов на лицензирование через МФЦ
Еще одно важное нововведение – увеличение способов подачи документов для лицензирования. Теперь заявитель вправе передать сведения в ответственное ведомство одним их трех способов:
- в территориальное отделение;
- через МФЦ (многофункциональный центр);
- через интернет.
В МФЦ или в территориальном отделении он может зарегистрировать заявление лично или отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении. Для передачи электронных документов соискателю необходимо предварительно получить усиленную квалифицированную цифровую подпись.
Новый порядок переоформления лицензии
С вступлением в силу Федерального закона №478 поменяется формат переоформления лицензии. Он будет аналогичен процедуре выдачи. То есть владелец лицензии может передать заявление в бумажном или электронном виде в территориальное отделение ведомства или в МФЦ.
Другие нововведения закона
С 2021 года владелец лицензии не сможет получить бумажный дубликат и копию, если потерял оригинал. Он сможет рассчитывать только на выписку из реестра.
Изменения, указанные в Федеральном законе №478, распространяются на все виды лицензируемой деятельности. Исключение – банковская сфера. Центральный Банк России самостоятельно разрабатывает подход к выдаче лицензий, их формы и порядок оформления. Он не подчиняется Правительству России.
Федеральный закон №478 – первый шаг к полному переходу на электронное лицензирование. Движение в этом направлении вполне логично, если учесть, с какой скоростью развиваются интернет-технологии. Вырисовывается явная тенденция постепенного избавления от архаичного бумажного документооборота. Традиционные бланки и справки остаются в прошлом.