Паспорта отходов – обязательные документы на предприятиях, занятых в сфере обращения с отходами 1-4 класса опасности. Особых сложностей в их разработке нет, т.к. большинство отходов уже внесено в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Однако компании всё же допускают ошибки, влекущие недействительность таких паспортов (а с ней и проблемы при проверках Росприроднадзора).
Частые ошибки при разработке паспортов отходов
Недочеты возможны из-за невнимательности при внесении сведений в паспорта, а также из-за недостатка опыта эколога, составляющего паспорт. Вот самые распространенные из них:
1. Паспорт утвержден лицом, не имеющим полномочий
Паспорт отходов утверждает руководитель фирмы с лицензией на отходы или ИП, организовавший предприятие. Иное лицо может утвердить документ только при наличии доверенности, оговаривающей такое право (доверенность прилагается к паспорту, подписанному таким лицом).
Если паспорт подписан заместителем директора, главным инженером или экологом предприятия, то считается недействительным. Его нельзя применять для обоснования проектов, отчетов или при оформлении лицензии на обращение с отходами 1-4 класса опасности.
Ошибка выявляется только в ходе проверки, т.к. сейчас паспорта отходов не нужно согласовывать в органах природоохраны, и направлять их копии в Росприроднадзор тоже не надо.
2. Технические ошибки в названии или коде отхода
Возникают из-за невнимательности при внесении информации. Как правило, такие опечатки возникают при переписывании наименования отхода или его кода из ФККО.
Сюда же относится внесение неактуальной информации по устаревшей версии ФККО. Дело в том, что каталог отходов постоянно пополняется новыми видами, составляя паспорт, необходимо руководствоваться актуальной версией на данный момент.
Если паспорт составлялся на отход, отсутствующий в классификаторе, при его внесении в ФККО паспорт придется переоформить, включив в него код и наименование в соответствии с каталогом. Это требует внимательности и постоянного отслеживания изменений Федерального каталога классификации отходов.
3. Разночтения информации паспорта и БДО
Банк данных отходов размещен на официальном сайте Росприроднадзора и постоянно актуализируется. При составлении паспортов на отходы, включенные в ФККО, необходимо сверяться с информацией из БДО: сверить код отхода и его название, уточнить происхождение и т.д. Банк данных отходов можно найти ЗДЕСЬ.
4. Нарушение протоколирования состава отходов
Подтвердить состав отхода можно двумя способами:
- на основе документации производителя о составе продукции (касается отходов из товаров и продуктов, утративших потребительские свойства);
- на основе протокола проведения исследований, проведенных аккредитованной лабораторией.
В последнем случае стоит досконально проверить протокол на предмет неточностей, явных ошибок в расчетах, пределах компетенции лаборатории и т.д. Иногда в протоколах встречаются явные счетные ошибки, дается неверный состав по % содержания веществ в отходе, специалисты выходят за рамки аккредитации и т.д. Несмотря на высокую стоимость исследований, недочеты все же встречаются, и лучше выявить их заранее, чем заложить такой протокол в обоснование паспорта отходов.
Даже незначительные ошибки могут повлечь недействительность документации по отходам, а также проблемы со сдачей отчетности.
Часто ошибка выявляется уже при проверке надзорных органов или при попытке согласовать нормативы и лимиты размещения отходов, переоформить лицензию на опасные отходы и т.д.
Чтобы не получить неприятных сюрпризов, рекомендуем обращаться к специалистам. Мы помогаем подготовить компанию к получению лицензии на ТКО под ключ. Звоните!