Почему в сельских ФАПах отказываются от продажи лекарств

Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Несмотря на все усилия правительства доступность лекарств в малонаселенных пунктах и отдаленных регионах остаётся низкой. Как правило, в деревнях и сёлах даже в центре России нет полноценных аптек, где можно купить лекарства на выбор или заказать препараты по рецепту. Зато почти везде есть фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). С недавних пор фельдшерам и врачам разрешили напрямую продавать медикаменты пациентам. Но ситуация с лекобеспечением только ухудшается.

 

Почему ФАПы неохотно продают лекарства

Основная проблема - трудности с внесением информации в систему мониторинга движения лекарственных средств (МДЛП) со стороны фельдшерских подразделений. Сейчас схема выглядит так:

  • завод-производитель лекарств передаёт партию лекарств фирме-дистрибьютеру, имеющей оптовую фарм лицензию, отмечает в системе мониторинга передачу ЛС посреднику;
  • посредник - компании с фармацевтической лицензией на оптовую торговлю ЛС - поставляет медикаменты в медицинские учреждения согласно разнарядке, отмечают передачу каждой упаковки в системе МДЛП;
  • медучреждение передает часть полученных лекарств в подведомственный ФАП, также отмечая информацию о передаче упаковок в системе мониторинга;
  • ФАП реализует лекарства конечному потребителю, делая отметку в системе МДЛП о выбытии упаковки ЛС из оборота.

Проблема кроется на последнем этапе, и здесь сразу несколько сложностей:

  • редко в каком селе или отдаленном районе есть стабильный проводной интернет (без этого невозможно вовремя провести выбытие лекарства в системе мониторинга);
  • многие ФАПы до сих пор не оснащены оборудованием для сканирования штрих-кодов и специальными программами для работы с системой МДЛП;
  • несмотря на некоторые "льготные" условия работы в системе мониторинга для сельских медпунктов, реализующих лекарства населению, отпуск медикаментов по всем правилам все равно вызывает сложности, т.к. медработник загружен основной работой (прием населения, вызовы на дом, проведение врачебных манипуляций, ведение документации и т.д.), а маркировка в упрощенном порядке предполагает те же процессы мониторинга, но не с помощью сканера и компьютерных программ, а через считывания кодов и отправку данных в мобильном телефоне;
  • в тех ФАПах, где прием ведут специалисты старшего возраста, которым сложно разобораться в гаджетах, продажа лекарств находится на минимальном уровне.

Оператор, ответственный за маркировку лексредств, заявляет, что жалоб от сельских медпунктов не поступает, а значит, процесс не вызывает трудностей, проблем нет. Однако население сел и деревень, да и сами специалисты иного мнения. В итоге объемы реализуемых медикаментов ощутимо снижены и ограничены минимальным ассортиментом, а в некоторых населенных пунктов и вовсе не реализуются.

 

Как решать проблему

Крупные дистрибьютеры из числа оптовых компаний предлагали следующие схемы работы для медпунктов на сельских и отдаленных территориях, учитывая специфику местности и самих организаций:

  • фиксировать выбытие упаковок в системе МДЛП на уровне медицинских организаций, передающих лекарства в ФАПы. В итоге сельские пункты просто могут продавать лекарства населению без дополнительных регистраций действий в системе. Возможно, предусмотреть какую-то минимальную отчетность по реализации.
  • распечатывать идентификаторы каждой упаковки на бумаге до передачи ЛС, затем фельдшер отмечает код каждой проданной упаковки, а затем передает документ обратно в медорганизацию. Затем оператор вносить информацию из реестра идентификаторов в систему МДЛП.

Оба решения не идеальны, т.к. первое фактически делает бесконтрольным дальнейшее движение лекарств, начиная с передачи их в ФАП, а второе - бумажная волокита, которая дает дополнительную нагрузку не только на фельдшеров, но и на сотрудников медицинского учреждения.

Еще одна проблема - юридическая. Больничные аптеки, у которых нет собственного оптового склада, при отпуске лекарств в ФАПы через медицинскую организацию, по сути осуществляют оптовую продажу лекарственных средств. Аналогичная ситуация с медучреждениями, которые закупают лекарства для фельдшерских пунктов у аптек. Это значит, им нужно получить оптовую фармацевтическую лицензию, в противном случае это является существенным нарушением правил торговли ЛС.

Участники рынка считают, что для продажи лекарств через ФАПы достаточно лицензии, которую получает медорганизация. Выходом из ситуации может стать договор, по которому продажу лекарств осуществляет медицинская организация через свои структурные подразделения - ФАПы или амбулаторные отделения. Формой договора может быть комиссия, когда право собственности на ЛС аптека утрачивает только в момент продажи лекарства конечному потребителю. Однако Росздравнадзор раскритиковал данную схему, указав, что подобная продажа все равно является оптовой поставкой и требует получения лицензии на оптовую торговлю ЛС.

Еще один вариант решения проблемы - упрощенная схема торгов для сельских участковых больниц и ФАПов + допуск обычных аптек к подобным закупкам. Таким образом, последние увеличат свой рынок сбыта, а население сельских территорий получит доступ к лекарствам.

Пока поставлять медикаменты в фельдшерско-акушерские пункты и медицинские организации вправе только оптовые аптечные склады. Мы поможем получить фармацевтическую лицензию и подготовиться к участию в госзакупках. Звоните!

  • Оцените статью

Комментарии:

Пока нет вопросов, а следовательно нет ответов... задайте вопрос - будет ответ.
Ваше имя
Пожалуйста, представьтесь, как Вас зовут Ваш email
Никакого спама от нас не будет
Текст комментария Вас читают люди, будьте корректны в высказываниях
Расскажем подробнее о компании
Отправляя заявку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Рекомендуем почитать так же: